Вы помните это там долг войны? Это было чуть больше года назад, в старые добрые времена до нашей эры. (давай, Covid), когда нашей самой большой проблемой было то, что печенье Nutella не было доступно в супермаркете. Или что Соединенные Штаты Америки могли облагать налогом масло, вино и макаронные изделия, сокращая экспортные поставки самого престижного итальянского бренда Made in Italy вместе с модой: едой. Это была тревога, это была паника, это были заголовки: Трамп (вы его помните, Трамп?) Откажется от итальянской еды, Америка отказывается от помидоров и будет приправлять пиццу только ананасом и тому подобными вкусностями. Фактически, пошлины распространялись в основном на сыры, во главе с пармезаном-реджано и различные молочные продукты; но прежде всего, возможно, больше пострадали Франция и Великобритания (в то время ЕС: помнишь?) что Италия. В любом случае большой ущерб: грузы до 25%, последующий обвал экспорта и убытки в миллионы евро.
Ах, но Европа не прощает, Европа не забывает: она приготовила свою месть долгие двенадцать месяцев и теперь подает ее на стол, очень холодно. Возмездие, контрпошлины: на кетчуп, чеддер, арахис и сладкий картофель, произведенные в США, за еду, а затем также на видеоигры. Жаль, что за это время произошло всего понемногу: от небольшой пандемии до другой мелочи, такой как смена караула в Белом доме. Короче говоря, не только рефлекс ленивцев в ответном ударе за ударом, но и выбор момента, который не мог быть политически менее подходящим для противостояния. Фактически, пришли протесты со стороны торговых ассоциаций, справедливо обеспокоенных эскалацией. Coldiretti устами своего президента Этторе Прандини сказал, что с Джо Байденом «есть условия для преодоления дополнительных пошлин США, которые влияют на экспорт агропродовольственной продукции Made in Italy на сумму около полумиллиарда евро». И ЦРУ - итальянские фермеры, а не американская разведка - с Дино Сканавино: «4 миллиарда пошлин ЕС на товары из США не являются компенсацией для наших сельскохозяйственных производителей, они являются лишь продолжением долгой коммерческой битвы, которая, как мы надеемся, может закончиться как можно скорее с новой администрацией Байдена ».
На самом деле все это звучит немного абсурдно, но это не так: это еще хуже. Потому что на самом деле все обстоит не так, как кажется: технически не может быть и речи о компенсации или возмездии, а вопрос посложнее, да и давний. Но если вам действительно не все равно, давайте затащим нос и совершим это погружение, давайте погрузимся в пучины экономической геополитики и международного коммерческого права: темы менее привлекательны, чем простая паста, поэтому я не обещаю вам, что это будет весело, но это обязательно прольет свет на парадоксы бюрократии, способной преобладать над политикой, а также над здравым смыслом.
Для чего нужны обязанности?

Начнем с того, что эта история началась много лет назад, в 2004. И это начинается в секторе, который не может быть дальше от нашего: в секторе производителей крупногабаритной авиатехники. Фактически, шестнадцать лет назад американцы обвиняют некоторые европейские государства в незаконном субсидировании запуска самолета широкофюзеляжный - или двухпроходный - A350 и его еще более крупный кузен, суперджамбо A380. Государственная помощь, ужасное чувство вины, которое в наши дни более печально известно, чем геноцид: недобросовестная конкуренция и конкуренция, как мы знаем, - это своего рода светское божество. Фактически, обвинение исходило от Boeing, другого глобального гиганта, главной компании на рынке, действительно единственной до того, как европейцы прибыли в 1970 году, чтобы разбить яйца в корзине. При этом неважно, незадолго до или после, подобное обвинение направлено именно против Boeing, который воспользовался бы другим, более тонким, видом государственной помощи: большими налоговыми скидками. Ой ой.
Дело в следующем: когда спор возникает на территории государства, применяются законы этого государства, и судебная власть этого государства обеспечивает их соблюдение. Есть правила, есть приговоры, есть в конечном итоге принудительное применение, если это необходимо. Но что, если экономико-правовые отношения международные? Поскольку нет более высокого авторитета, чем власть отдельных наций или конфедераций, то есть нет Мирового Правительства (была бы ООН, ну да ладно), все происходит на уровне соглашений между людьми. Конечно, существуют международные институты, призванные разрешать споры, но они действуют как арбитры, а не судьи: у них нет полномочий приводить в исполнение решения силой, необходимы косвенные методы. Например, обязанности. Поддерживаете ли вы, государство X, свою компанию, конкурента компании государства Y? И затем государство Y уполномочено налагать пошлины на товары, которые поступают от вас. Государство X, в целом, также от других компаний, даже от других типов компаний. Ущерб является взаимным, восстанавливается ранее нарушенный порядок международной торговли. Если это покажется странным: на этот раз это так.
Боинг против Airbus

В данном конкретном случае речь шла о ВТО, Всемирной торговой организации. Или, скорее, он был наполнен вопросами: потому что причин, позвольте мне неточности, две. США-Боинг против ЕС-Airbus, с одной стороны; ЕС-Airbus против США-Boeing, с другой. Два очень похожих судебных процесса, параллельные также потому, что они начались в один и тот же период, но разные. Дело идет очень медленно: настолько медленно, что тем временем, например, один из суперджумбо скандала, А380, даже снимается с производства. (Случайный парадокс, но не менее значительный, заключается в том, что вся эта бойня происходит из сектора, который с пандемией становится все менее и менее актуальным, все более и более бременем и все меньше возможностей: это сектор гражданской авиации.)
Однако медленно, в прошлом году мы приехали к решению, извините два решения. Оба знака имеют один и тот же знак в пользу заявителя: короче говоря, Boeing был прав, говоря, что европейские государства не должны были помогать Airbus; Airbus был прав, говоря, что Boeing не должен получать субсидии США.
Параллель продолжается, но эти две проблемы остаются отдельными, и каждая идет своим путем. Дороги, немного сдвинутые год назад: ВТО дает зеленый свет санкциям США в отношении продуктов ЕС, и это те, о которых мы говорили в начале, тарифы на импорт в размере 7,5 миллиардов долларов. ВТО также дает зеленый свет тарифам из ЕС., но из-за одной из многих процедурных причуд, которыми усеяна эта история, он не дает немедленной количественной оценки суммы, и, следовательно, Европейский Союз тверды, он не может пойти по пути де-факто. Тем временем пандемия приближается, и последний шаг уже не может быть сделан, на карту поставлен ЕС, а европейские компании платят штраф.
Конечно, давайте не будем обманывать себя, помимо юридических вопросов и единственного casus belli, эта тарифная война - аналогичная война на истощение, которую США ведут с Китаем, - является частью более широких рамок международной торговли: торговый баланс Соединенных Штатов в минусе, короче говоря, они импортируют больше, чем могут экспортировать, а прекращение ввоза иностранных товаров так или иначе помогает сбалансировать минимум. По крайней мере, на это надеялся Трамп, даже если показатели не уникальны.
Итальянские вина и омары штата Мэн

Действительно, в августе есть опасения по поводу ужесточения пошлин США, что скажется на секторе Итальянские вина, острие нашего экспорта. К счастью, с этим ничего не поделаешь, и мы вздыхаем с облегчением, настолько, что говорим о мини-перемирии: все существовавшие обязанности, конечно, остаются в силе, но тот единственный факт, что не включены никакие новые категории (даже критерии выбора товаров и определения тарифов - это стихотворение: герметичность) заставляет призывать к разрядке. И по пути диалога, а не конфронтации, кажется, что мы идем к началу октября, когда будет заключено мини-торговое соглашение между США и ЕС: ничего на экономическом уровне, но важно в политическом. смысл.
Среди множества мелких взаимных уступок стоит упомянуть омары: ЕС отменяет тарифы задним числом с августа 2020 года. Лобстеры, которые на самом деле являются знаменитыми лобстерами штата Мэн, являются больным местом для Трампа, который в последние месяцы отчаянно пытается восстановить консенсус в большом секторе этого штата. С 2017 года канадские продавцы омаров пользуются нулевыми тарифами, а продавцы в прилегающих водах штата Мэн переживают кризис. Среди прочего, Мэн был одним из штатов, находящихся на балансе на президентских выборах, и мини-сделка казалась почти одолжением действующему президенту. Но может быть сделано слишком поздно: Трамп проиграл, в том числе благодаря голосам штата Мэн, который отдал большинство своих избирателей Байдену..
Время европейской реакции

При этом, однако, в начале ноября состоится долгожданная количественная оценка ВТО: ЕС может применять свои обязанности. Что Комиссия без колебаний делает, с Регламентом, подписанным президентом Урсулой фон дер Лейен, который вступает в силу немедленно, является обязательным для всех государств-членов и применяется без необходимости ратификации или дальнейших шагов.
Есть ли во всем этом злой план, вторая цель? Я бы хотел так думать, но боюсь, что нет.
Вот как для серии коммерческих процедур, юридических задержек и бюрократических автоматизмов, старый вопрос о самолетах, которые больше не летают, влияет на цену еды, которую мы едим, и что мы продаем. Новый американский президент определенно менее непредсказуем и неконтролируем, чем его предшественник: его легче представить за столом переговоров, которые положат конец тарифной войне; но с другой стороны, он также сказал, что хочет сосредоточиться на возобновлении зеленой экономики и поддержке американских фермеров и селекционеров. На что остается надеяться? За исключением того, что Джо Байден любит добавлять хотя бы немного пармезана в пасту в бульоне, который он пьет вечером.